Курсы валют
на 21.09.2018Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня пятница, 21.09.2018: публикаций: 951
Новости. Опубликовано 30.11.2015 17:33  Просмотров всего: 888; сегодня: 2.

О деятельности патентных служб предприятий-разработчиков новой железнодорожной техники

О деятельности патентных служб предприятий-разработчиков новой железнодорожной техники

25 ноября в Москве состоялось заседание Комитета НП «ОПЖТ» по интеллектуальной собственности, которое провел Председатель Комитета – Александр Корчагин.

В обсуждении приняли участие представители российских профильных предприятий, среди которых – НП «ОПЖТ», КТЗ ДЖЛиВ ООО «Железнодорожные технологии», «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТ, ЗАО «Трансмашхолдинг», ООО «ВНИЦТТ», ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, АО «Алтайвагон», ООО «НПО САУТ», ПАО «ЗВЕЗДА», АО ПГК.

В рамках заседания участниками было рассмотрено несколько ключевых тем. Началось обсуждение с вопроса «Значение деятельности патентных служб предприятий в создании конкурентоспособной инновационной продукции».

Александр Корчагин отметил, что одной из основных задач патентных служб предприятий и организаций согласно ГОСТ Р.15.011 является обеспечение высокого научно-технического уровня разработок, их соответствия мировым тенденциям развития отрасли, обеспечения их новизны, необходимых потребительских качеств, технико-экономической эффективности и конкурентоспособности.

Эта задача решается на основе проведения патентных исследований, которые позволяют определить и технический уровень, и тенденции развития разрабатываемых объектов, их патентоспособность и патентную чистоту. По его мнению, для обеспечения высокого научно-технического уровня разработок, технико-экономической эффективности и конкурентоспособности продукции патентные исследования должны сопровождать весь цикл разработки, причём на различных стадиях разработки должны проводиться различные виды патентных исследований.

«Именно квалифицированная работа патентных подразделений помогает повысить эффективность деятельности предприятия, предотвратить убытки от проведения заключительных стадий разработки неудачных, неконкурентоспособных изделий, избежать штрафных санкций за нарушения прав конкурирующих фирм», – отметил Александр Корчагин.

Вторым ключевым вопросом повестки дня стала «Оценка патентной чистоты передаваемой продукции».

Одним из важнейших видов патентных исследований, осуществляемых на заключительных стадиях создания и разработки научно-технической продукции, является исследование патентной чистоты объектов техники. Экспертиза продукции на патентную чистоту необходима для обеспечения безопасности коммерческой деятельности, для беспрепятственного производства и реализации объектов техники в стране и за рубежом. Она позволяет определить возможность нарушения действующих на территории России и за рубежом охраняемых прав интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам, и тем самым избежать значительных материальных и иных убытков в случае возможных претензий.

По словам Председателя Комитета, результатом экспертизы на патентную чистоту является установление возможности реализации (введения в хозяйственный оборот) данного объекта в конкретной стране или группе стран и определение мер, обеспечивающих эту реализацию без нарушения патентов третьих лиц.

Объекты проведения экспертизы на патентную чистоту могут содержать от нескольких десятков до нескольких тысяч разнообразных технических решений, относящихся к объекту техники в целом, а также к его узлам, деталям, механизмам, агрегатам и т.д. Поэтому вполне понятно, что экспертизу на патентную чистоту должны проводить квалифицированные специалисты-разработчики совместно с профессиональными патентоведами.

В завершении представители профильных предприятий обсудили вопрос «О защите прав и интересов организаций в условиях возможной поставки продукции в страны ЕАЭС».

Председатель Комитета Александр Дмитриевич отметил, что в условиях интеграции российских железных дорог в международные транспортные сети, создания совместных предприятий, реализации планов и программ инновационного развития, большое значение приобретает грамотная правовая охрана российского научно-технического потенциала. Он также подчеркнул, что современное правовое регулирование в области международного научно-технического сотрудничества осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего, российского регулирования.

Как известно, в соответствии с практикой международного научно-технического сотрудничества и положениями действующего законодательства научно-техническое сотрудничество между российскими и зарубежными компаниями в сфере железнодорожного транспорта по созданию новой продукции, материалов, оборудования или разработке технологических процессов, оказанию научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг осуществляется на основе договоров или соглашений.

В договорах должна быть рассмотрена возможность легального производства и продажи техники, механизмов, оборудования, приборов, а также использования технологических процессов и способов. Договоры российских производителей с зарубежными партнерами должны содержать положения, касающиеся правовых оснований для предполагаемого использования интеллектуальных прав. Кроме того, часто в документы включаются вопросы, касающиеся охраны авторских прав, вознаграждений изобретателям и авторам, порядка передачи технической документации, использования созданных результатов, соблюдения режимов экспортного контроля, урегулирования разногласий и другие.

«Приведенные выше рекомендации могут быть использованы для обеспечения интересов предприятий-членов НП «ОПЖТ» при осуществлении научно-технического сотрудничества, в частности, при поставках продукции, созданной на предприятии на основе собственного научно-производственного потенциала», – подытожил Александр Корчагин.

Сайт: www.opzt.ru